На главную Рассказы о других путешествиях

Контакты

Лазурный март французской Ривьеры.


Ницца - 2011.

    

День 1 - Ницца День 2 - и снова Ницца День 3 - Монако День 4 - Эз
День 5 - Грасс... ...и очень недолго - Канны День 6 - Ментон и вечерняя Ницца День 7 - Ницца и вечерний Антиб

День 4.  Эз - Орлиное гнездо.

     После целого дня гуляний по Монако ребенка запросила день отдыха, и мы решили на полдня съездить в Эз. Горная деревенька Эз, угнездившаяся на верхушке скалы неподалеку от Ниццы, конечно, совсем не Тамбов. Но слова дурацкой песенки про то, что "не летят туда сегодня самолеты и не едут даже поезда" вполне соответствуют ситуации. Добраться в Эз без машины можно только на автобусе.

А съездить туда хотелось - сайт городка Эз обещал роскошные виды (с вертолета, правда):

     Еще год назад в такой поездке не было бы никакой проблемы: пришел на автовокзал в центре Ниццы, сел на автобус... Это год назад. А недавно городские власти решили, что здание автовокзала чему-то не соответствует. И снесли его (по дохлому виду развалин - совсем навсегда). И пока они (власти) не решат, каким же будет новый вокзал, пока не найдут деньги на его строительство, пока не построят... Короче, такой нужной и полезной вещи, как автовокзал, в Ницце теперь нет. Остановки же междугородных автобусов раскиданы в некоем причудливом беспорядке по всему центру Ниццы.

     Здесь я должна выразить огромную благодарность хорошему человеку и любительнице Ниццы Инге - благодаря ей мы были предупреждены. А кто предупрежден - тот, как известно, вооружен. Вооружившись временной схемой остановок, с трудом откопанной на сайте автобусной компании, мы пошли на розыски кольца автобуса №112, едущего в Эз. Теоретически, в Эз ходит еще и автобус №82, но сайт упорно отказывался выдавать его расписание и вообще наличие этого маршрута в активных не значилось.

     На том же сайте значилось, что у автобуса 112 есть в центре остановка под названием Station J.C.Bermond. В районе площади Массена остановок с таким названием обнаружилось штук 10, по всему периметру сада с фонтанами: по две на коротких сторонах и по три на длинных. Трижды, как герои русской народной сказки, обошли мы сад с фонтанами. Заветного №112 нигде не было. Как, впрочем, и №82. Ладно, умный муж решил поискать следующую остановку. И надо же - нашел! (Хотя и не совсем там, где она была обозначена на карте с сайта). По расписанию автобус должен был подойти через 5 минут. Зная "пунктуальность" ривьерских автобусов, мы спокойно прождали лишние 10 минут... 15... 20... За это время через остановку прошла куча автобусов  №110, что жутко нас раздражало. Через полчаса способность к ожиданию меня покинула, и я малодушно стала склонять своих бросить эти попытки, уйти на вокзал и поехать туда, куда ходят поезда.

     Когда мы отошли от остановки метров на 50, муж заметил мелькнувший на перекрестке альтернативный автобус №82 (правда, шел он в противоположную сторону). Логически помыслив, решили, что автобус идет на кольцо, а оттуда приедет к нам. Вернулись к остановке. Минут через 10 мы поняли, почему Французская Ривьера всегда была столь популярна среди российских эмигрантов - в ней явно есть что-то близкое по духу к России. Потому что с 45-минутным опозданием на остановку пришел автобус №112!

     Хорошо, что мы не пошли искать следующую остановку Le Port - она находится вовсе не в порту, как следовало бы ожидать из названия и указателя на карте, а на одной из выходящих к порту улиц.

     Едем наконец. Хорошо, что за время ожидания заблаговременно выпитая драмина из ребенки еще не выветрилась, и мы все могли получать удовольствие от видов за окном. С дороги открывается вид на склон горы с развалинами замка на вершине - это и есть Эз.

Последний перед Эзом участок дороги идет по мосту через ущелье (на первом фото).

Сразу после моста из автобуса надо выйти - здесь вход в городок, по узким улочкам которого надо подниматься пешком.

Что имеется в Эзе ? Имеются улочки-лесенки, несколько отелей (один даже с красивым террасным садом, спускающимся по склону горы), собор и кактусовый сад вокруг развалин замка на вершине. В высокий сезон здесь должны быть толпы народа, но ранней весной мы были почти одни среди нагретых солнцем стен.

Проход к одному из отелей

Вход в лавочку

Аккуратно вымощенные улочки

И так же аккуратно украшенный вход в очередной отель

Нигде не было видно ни любопытных туристов, ни  ожидающих их прихода местных жителей. Иногда казалось, что по городу шляются привидения -

порой из-за поворота слышались чьи-то шаги, но,  когда мы поворачивали за угол - там никого не оказывалось.

Мы бродили по улицам, стараясь выбирать направление вверх, но часто сворачивали в сторону, чтобы поближе рассмотреть ажурный фонарик, заросшую черепичную крышу,  лавочку с вывешенным на стене товаром или забавную вывеску.

Видите на последней фотке отражение людей в витрине? Эта пара была единственной, кого мы встретили на пути вверх.

Чуть позже, услышав голоса за поворотом, мы уж подумали, что вот и туристов прибыло - но нет, это были все те же люди, встреченные нами на предыдущей улице.

На улицах Эза чувствуешь себя вне времени - здесь нет автомобилей, мотоциклов, проводов, тянущихся через улицы -

в общем, всего того, что обычно напоминает о современности и совсем не вяжется со средневековыми стенами.

А если что современное и есть, то как-то совсем не бросается в глаза.

Попетляв по улочкам и заглянув в уголки, добрались до входа в кактусовый сад (или экзотический, как он называется официально).

Кактусы растут над городом, дорожки сада, перескакивая по террасам, ведут к вершине скалы, и от уже у входа городские крыши оказались под нами.

Купив билетики, мы углубились в кактусы.

На самом деле, в этом экзотическом саду наиболее интересное - не сами кактусы.

И даже не женские фигуры (скульптуры Жана-Филиппа Ришара), живущие среди кактусов и цветов алоэ.

Самое эффектное - это виды, открывающиеся из сада.

На горы

На дорогу, по которой мы сюда приехали - вон она, хорошо видна за кактусом:

И на побережье Ривьеры

А мы поднимаемся на на самую вершину, к развалинам замка, снесенного по приказу Людовика XIV

(король не желал видеть на скале крепость, со стен которой жители могли обозревать все, что делается на побережье).

На вершине, как и положено - смотровая площадка

У бывших крепостных стен - снова женские фигуры, любующиеся открывающимся видом

 

Виды с площадки вполне достойны как того, чтобы туда подняться, так и того, чтобы заплатить за вход в экзотический сад

 

    

Внизу - церковь Успения Богородицы

И мост через ущелье, по которому мы сюда приехали.

     Этот мост называют "Дьявольский мост". И вот почему. Говорят, жил когда-то в Эзе крестьянин, которому очень надоело ходить через ущелье вверх-вниз. И заключил он сделку с дьяволом: дьявол обещал за одну ночь построить через ущелье мост, но за это потребовал душу первого живого существа, прошедшего по мосту. Очень хотелось крестьянину мост, и он согласился. Но после бессонной ночи сам отправился к ущелью. Дьявол выполнил свою часть сделки: через ущелье был перекинут мост. Загрустил крестьянин - и самому отдать душу дьяволу не хочется, и подставлять случайного путника тоже вроде нехорошо. Вдруг кто-то лизнул его руку - это собака увязалась за ним от дома. И тут крестьянина осенило: недолго думая, он бросил через мост свою палку. Собака побежала за ней - и стала первым живым существом, прошедшим по мосту. Так дьявол остался ни с чем, а мост - мост стоит и по сей день. И даже неплохо заасфальтирован.

Насмотревшись сверху на окрестности Эза, мы стали спускаться, не забывая фоткать то, что видели вокруг.

Яркие суккуленты

Раскидистые зеленые кроны

и тощие длинные цветы агавы

И вот уже снова городские крыши почти у нас под ногами

 

Мы снова на узких улочках Эза, народа на которых за время нашего лазания в кактусах не прибавилось.

Забавные курочки-гусики, заглядывающие в сувенирную лавку сверху

Вышли к церкви. Фонари на небольшой площадке перед церковью делали вид, что горят и днем - их зажгло солнце.

Еще один небольшой проход вниз по улочке...

...и мы приземлились за столик небольшой блинной, приманившей нас аппетитным запахом блинчиков с шампиньонами и рокфором.

В дальнейших планах было зайти на парфюмерную фабрику Фрагонар, внизу, у городских ворот, неподалеку от остановки автобуса.

 Спускаясь, вышли на небольшую площадку со скамейками, с которой хорошо смотрелись террасные сады пятизвездочного отеля.

     От площадки вниз уходила тропа. Неприметная табличка в кустах гласила, что это и есть та самая "Тропа Ницше", по которой философ шлялся, обмысливая то ли 3-ю, то ли 4-ю часть своей книги "Так говорил Заратустра".  Где-то далеко внизу, в конце этой тропы (400 метров вниз по вертикали, километра 4 по тропе ножками) находится приморская часть Эза - Эз-сюр-Мер. Не будучи философами ни разу, мы посмотрели на уходящую вниз, в кусты, каменистую тропу с некоторым недоверием. Ребенка наша, которая очень любит всякие тропы и вообще бездорожье, первая высказалась за то, чтобы по тропе пройти. Тропа уходила в ущелье, и местами должна была идти вдоль обрыва. Я задумалась. Тех, кто не читал про мои взаимоотношения с горными тропами и кактусами, отсылаю к рассказу о походе в Чинамаду на Тенерифе. Муж с дочкой были настроены спускаться по тропе, аргументируя свое решение тем, что все кактусы остались в саду наверху, цепляться мне будет не за что, и мы спокойно дойдем до моря.

Идти предстояло туда, к морю:

В начале тропа вполне ровная, и даже чем-то выложена

Дальше ровность пропадает, зато появляются каменюки

Иногда вдруг появляются ступени

Но чаще совсем даже не ступени, а, скорее, каменистые уступы.

     Пару раз нам встретились туристы, поднимающиеся по тропе. Мы порадовались, что не придумали подыматься по этой тропе вверх, из Эз-Сюр-Мер (куда поезда ходят), потому что ребенке нашей пришлось бы штурмовать тропу на четырех костях - высота уступов была явно несоизмерима с шагом 8-летней ребенки, а спускаясь вниз с них можно просто спрыгивать.

Где-то на полпути мы вдруг увидели одновременно и точку старта, и море

Слева вверху - домики Эза

А нам туда:

Порой, когда тропа шла вдоль обрыва, ребенку на всякий случай придерживали за руку, чтобы, увлекшись фотографированием скал, она с этого обрыва не свалилась.

Про тропу могу сказать одно: я бы не хотела идти по ней после ливня или в середине лета - в первом случае это будет очень скользко, а во втором - очень жарко.

Хотя тенистые кусочки на тропе тоже встречаются, растительности в горах хватает.

 

Уже почти совсем внизу тропа ведет мимо мощных скал, за которыми уже не виден Эз, оставшийся далеко вверху.

Путь вниз до шоссе, проходящего почти у моря через Эз-Сюр-Мер, занял около часа - но мы никуда не торопились.  У шоссе был указатель на пляж, куда нам было не надо. Летом пляж был бы очень кстати - искупаться после спуска должно быть очень приятно. Пляж в Эз-Сюр-Мер мы видели только на картинке с того же сайта города Эз.

На этой картинке хорошо видно сразу обе части Эза - Эз Вилляж, откуда мы спускались, и Эз-Сюр-Мер, в который мы пришли.

     Отсюда в Ниццу можно уехать на поезде, а еще здесь, по нижнему карнизу, проходит автобус № 100 - тот самый, который мы видели много раз, ожидая в Ницце №112. Подойдя к автобусной остановке и сверившись с расписанием, убедились, что предыдущий автобус должен был уйти 15 минут назад, а следующий будет через 10 минут. На остановке автобуса оказались три тетеньки с рюкзачками, ранее замеченные нами в кактусовом саду. "Тоже по тропе спускались" - догадались мы. Подождав минут 5, увидели автобус с  номером 110. Кроме номера, за стеклом автобуса имелась табличка "Complete". Нас посетили сразу две догадки: первая - что это предыдущий автобус, опоздавший на 20 минут. И вторая - что этот автобус уже достаточно набит и новых пассажиров сажать не собирается. Проверить первую догадку мы не могли, но вторая оказалась правильной. За догадкой последовало умозаключение, что следующий автобус, даже если и придет в обозримом будущем, будет набит ничуть не меньше. Мы снялись с остановки и направились к железнодорожной станции через дорогу. Тут я снова порадовалась своей предусмотрительности - как и в Монако, никакой иной возможности купить билеты, кроме общения с кушающими монетки автоматами, не было. А у меня был достаточный запас монеток. С билетиками (уже привычно и умело прокомпостированными) мы уселись в тенечке на платформе ждать поезда. Поезд обещал быть через 15 минут - и пришел, как и обещал. Пока ждали поезда, издалека наблюдали тетенек с остановки, не попавших и на следующий автобус и воюющих с билетным автоматом. Увы, на этот поезд они не успели. А мы уехали - в Ницце у нас появилось серьезное дело: надо было срочно купить удобные кроссовки ребенке, изрядно стершей себе ноги во время спуска по каменистой тропе. "Ничего себе день отдыха получился" - подвела ребенка итог четвертого дня.

Продолжение рассказа:  День 5 - Грасс...

 

На главную Рассказы о других путешествиях

Контакты

Наверх